![]() ![]() |
Липоване Во всех рукописях, к которым мы имели доступ, мы не нашли объяснений по происхождению этого названия. Только один старик в 50-е годы нам сказал: ''так надо, чтоб не знали о нас русские'' НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ, ВОЗНИКШИЕ В СВЯЗИ С ИСЛЕДОВАНИЕМ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОШЛОГО И ЖИЗНЕННОГО УКЛАДА РУССКИХ-ЛИПОВАН В БУКОВИНЕ Не будем вникать в суть церковной реформы, проходившей в России во второй половине cемнадцатого века, когда произошёл не только церковный раскол, но и раскол русского народа. Но приведём краткий перечень узаконений, приведший к бегству оппонентов никоновских реформ и приверженцев старой веры, известных и под названием - старообрядцы. Гонения начались сразу после того, как патриарх Никон издал ''Память'' о троеперстии и поклонах. Протест протопопов Аввакума, Иоанна Неронова, Даниила, священника Лазаря, епископа Павла Коломеннского закончился в том же году их заточением и ссылками. Церковные соборы 1654-1656 гг., созванные для утверждения троеперстия и по исправлению богослужебных книг и обрядов, предали прoклятию, анафеме и отлучению от церкви всех тех, кто знаменуется двуперстным сложением, почитает старые книги и обряды. Собор 1666 г., продолжавшийся и в 1667 г., который завершил торжество никониан, подтвердил все никоновские изменения и произнёс ужаснейщие клятвы на ''вечныя времена'' против тех, кто не принял все нововведения: на восьмиконечный крест, сугубую аллилуйя, на имя Исус, на содержание древних церковных обрядов. ''Если кто не послушает нас, или кто начнёт прекословить нам", - гласило постановление, - "то мы такового противника, если он духовное лицо, извергаем и лишаем духовного сана и благодати и предаем проклятию; если же это будет мирянин, то такового отлучаем от св. Троицы и предаём проклятию и анафеме''. В своём ''Житии'' Пустозерский узник писал: ''Чудо, как в познание не хотят прейти. Огнём да кнутом, да виселицею хотят веру утвердить'' [1]. В 1682 г. были сожжены на костре в Пустозёрске протопоп Аввакум, священник Лазарь, диакон Феодор - первые руководители старообрядческого движения. Издан указ разыскивать ''раскольников'', как официально стали называть сторонников старой веры, по всем городам и весям и сжигать их в срубе, пристанища их разорять, имущество их продавать, а деньги присыылать в Москву. По настоянию патриарха Иоакима, одного из самых зловещих гонителей, царевна София издаёт в 1685 г. знаменитые статьи: [2] - если кто тайно будет содержать старую веру, того бить кнутом и ссылать в отдаленные места; - бить кнутом и батогами даже и тех, кто окажет хотя какую-нибудь милость старообрядцам, дадут им или поесть или испить воды; - ссылать и бить кнутом и таких людей у которых старообрядцы только приютились; - казнить смертью даже и тех, кои Церкви Божией покоренья приносят и отца духовного и св. Таинств причаститься желают истинно. Упорные в защите старой веры, старообрядцы, спасаясь от жестоких своих преследований, скрывались в непроходимых лесах и болотах, уходили на север к ледовитому морю и селились одиночками или общинами там, где не ступала нога человека, строили моленные и скиты, где проводили время в молитвах и посту, живыми ложились в гробы в ожидании арханьгельской трубы, извещавщей о кончине мира и нередко заканчивали жизнь на кострах в срубе. Самосожжения сотнями, тысячами, считались актом очищения от никонианской мерзости, как возможность принять мученический венец и войти в царствие небесное. ''Вы же, братия, стойте крепко, за святую церковь и отеческое предание умирайте'' - призывал своих единоверцев протопоп Аввакум. Социальные движения второй половины семнадцатого века - Медный бунт в Москве в 1662 г., крестьянская война под предводительством Степана Разина - 1670-1671 г., восстание стрельцов - 1682 г., шли не только под политическими лозунгами, среди участников было немало тех, которые призывали ''постоять за старую веру''. [2] Не покорялись царю и новым обрядам монахи Соловецкого монастыря, восемь лет (1668-1676) защищались они от царских войск. Чисто религиозный характер имели и волнения староверов в верховьях Дона в 1683 и 1689 г. Религиозную направленность имели и востание в Астрахани, и востание на Дону под предводительством Кондратия Булавина (1707-1708). Реформы Петра, затронувшие все стороны традиционной русской жизни, не могли не коснуться старообрядчества. Преследуя практические цели, Пётр поначалу проявлял некоторую терпимость к старообрядцам, разрешая им исправлять богослужения по старым обрядам, взамен используя староверов на работах в стройке каналов и на заводах. Усиление налогового бремени, введение подушной подати, призывы крестьян тысячами на пожизненную службу в армию и во флот, на строительные работы, вызывало побеги крестьян, принявшие в двадцатые годы восемнадцатого столетия массовой характер. Указы грозили беглым жестокими наказаниями, каторгой и смертной казнью. Строго наказывались и те, кто скрывал беглых. Специальные ведомства и воинские команды ловили беглых и возвращали их обратно помещикам, отдавали в солдаты или на строительство. На уральских заводах уклонявшимся от работы надевали на голову железную рогульку, на ноги железные кандалы, к шее привязывали цепь с пудовой гирей и в таком положении заставляли работать. Была введена паспортная система и проводились переписи населения. Крестьяне были приписаны по своему местожительству к помещикам, к посадам и им не разрешалось уходить без паспортов. Распоряжения, прямо направленные к уничтожению вековых обычаев - как бритье бороды начисто (за небритье был установлен штраф в 60 руб.). За право носить бороду нужно было платить и уплатившему выдавалась медная бляшка, которую человек должен был носить при себе; обложение старообрядцем двойным окладом, ношение старообрядцами особого платья из зипуна со стоячим клееным козырьком, ношение особых знаков, лишение государственных прав, - всё это не могло не содействовать углублению раскола и появлению крайне враждебных отношений определенных кругов старообрядчества к царю. Отмена патриаршества, изменение церковного устройства, введение иноземных обычаев, ношение немецкого платья, курение табака, не было принято народом. Староверы, отягощенные всем этим, роптали на царя и, ожидавшие пришествие Антихриста с самого начала раскола, признали его в Петре. Лучше очистительный огонь, лучше быть живым замороженным, лучше быть поднятым на дыбе, положить голову на плаху, убежать в непроходимые и безлюдные места, чем быть в царстве Антихриста и его слуг. Не было нигде им спасения, везде доставала грозная царская рука. И тогда, в петровские времена, прозвучал по России клич: ''За рубеж!'' [ ] И тысячи людей, толпами и в одиночку, целыми селами, убегали за тогдашние рубежи России - в Польшу, в Балтийские страны, в Пруссию, Швецию, в тот самый Запад который они так ненавидели; на Кавказ, в Турцию, в Дунайские Княжества, в Австрийские владения и дальше - Манжурия, Япония, Америка. Начался процесс рассеивания русского народа, который вынужден был покинуть родину и бродить в течении трех столетий вокруг да около своего отечества. И по ныне староверы не нашли обетованной земли. В Польше, на землях пана Халецкого, на реке Сожа, в конце семнадцатого столетия беглые старообрядцы основали несколько слобод, монастырей и скитов, известных под общим названием - Ветка, который вскоре станет духовным центром старообрядчества, поповского согласия. (Ныне местность Ветка находится в составе государства Беларусь, Могилевская область ) Из Калуги в 1695 г. были вывезены иконостас и антимнис старого освящения, что позволило впервые за рубежом освятить храм и совершать свободно богослужения по старым обрядам. Ветковские староверы держали тесную связь с другими центрами старообрядчества - с поморцами, с поселениями на Иргизе, Керженце и в Стародубьи. В Ветке решались главнейшие вопросы раннего старообрядчества - вопрос об пришествии Антихриста, о священстве, о принятии беглых попов, об устроении старообрядческой трехчинной иерархии, посылались в разные страны ходоки в надежде найти благочестивого епископа, отсюда велись прямые связи с другими зарубежными староверами. Конечно царское правительство не могло не обратить внимание на такой духовный рассадник раскола, который находился рядом с Россией. В 1735 г. в царствование Анны Иоанновны войска перешли границу и внезапно окружили Ветковские поселения. Были разрушены и сожжены все скиты, монастыри и жилые постройки, захвачено более 15 тысяч мужщин, женщин и детей, более тысячи иноков и инокинь. Мирские жители были высланы и расселены по всей России, многим удалось бежать. В скоре на Ветковском пепелище снова появились поселеннцы, и снова возникли скиты и келии. В 1764 г. Ветка была снова опустошена, была и третья ''выгонка''. [3] Мы немного подробнее остановились на Ветке, так как это имеет прямое отношение и к поселениям старообрядцев на территории Румынии и бывшей Австрии. Большое влияние на процесс миграции в эти страны имели русско-турецкие войны, особенно во времена правления Екатерины Второй, когда границы России вплотную приблизились к Дунайским государствам, а русские войска часто стояли на их территории. Как признают и российские историки, [4] военные действия приносили не только освобождение от турецкого владычества, но и большие бедтвия населению. Очень они запомнили времена военных действий по преследованию остатков щведской армии после Полтавы. Румынский историк Хурмузаке, в опубликованных документах [5] пишет, что одной из главных задач Российского консульства в Дунайских странах, по мирному договору 1792 г., было выслеживание через ''шпионов и сведов'', где и у кого находятся дизертиры и беженцы и возвращение их в Россию. Так в период 1782-1786 г. было репатриировано 1419 российских граждан, а в 1801-1802 г.г. - более 3 тысяч. Из этих документов можно узнать, что в Валахию и Молдову часто наезжали русские купцы из Киева и особенно из Нежина, привозя с собой в основном, железные изделия, меха, ткани, икру, оружие, иконы, книги; закупали вина, фрукты, соль, кожу, а также восточные товары. В одном из консульских доложений упоминается о дунайских казаках: ''грабители казаки, получа наказание, и отдалены когда они будут от моря и Дуная, я опасаюсь, что станут прибегать ко мне для отправления в Россию, ибо их немалое число у меня являются, и насытятся, убегают опять на разбой...'' Находим в этих документах и сведения о прохождении австрийских судов в Дельте Дуная, факт, который может подтвердить версию о спасении дунайскими русскими поселенцами австрийского чиновника, что и привело к их переселению потом в Буковину. Большим толчком для бегства старообрядцев были принятые меры Николаем Первым, который всю мощь и энергию направлял, чтобы уничтожить старообрядческое священнство. В царствование Николая I закрывались храмы, власти уносили с собой книги, иконы, церковную утварь. Перед нами стоит несколько неразрешенных вопросов. Многие иследователи занимались ими, давали те или иные ответы, более или менее обоснованные. О липованах, проживаюющих в Румынии, существует сравнительно богатая литература, есть много сведений в архивах страны, а также в архивах Украины, Германии, Австрии и, несомненно, и в Турции. Вопросы, возникшие у нас в процессе изучения исторического прошлого липован Буковины, которые мы считаем не решенными основательно, следующие: - время появления в Молдове первых беженцев староверов, первые их поселения. Точных сведений нет. Академик И. Иордан, [6] пишет, что название местности Rusenii Vechi происходит от русских имигрантов, поселившихся там в 1710-1712 г.г. Упоминается впервые в документах термен липоване в 1730 г. [7] Известно о сношениях Ветковских старообрядцев с молдавским митрополитом, которого они просили поставить им епископа. О ''разногольствии о вере'' с митрополитом Антонием и о путешествии в '' землю Волоцкую'' Выговских безпоповцев в начале 1730-х г. говорит и проф. П. Смирнов. [2] Более подробные сведения имеем от других авторов, но их сведения относятся к более позднему времени - ко второй половине восемнадцатого столетия. Австрийские иследователи - Раймунд Кайндль, професор Черновицкого университета [8], Думитру Дан,[9] Иоганн Полек, [10] - опубликовали ряд работ, посвященных буковинским старообрядцам. Северная Молдова в 1775 г. была включена в состав Австрийской империи под названием - Буковина, территория в 10 тыс. кв. км. с небольшим, с населением в около 80.тыс. жителей, населенная в основном румынами. В провинции были сёла гуцулов, украинцев, в городах жили армяне и евреи. По конскрипции 1774 г. в Буковине зарегистрировано 1065 русских. Кто были эти русские? Конскрипция об этом нам не говорит. Однако известно что липоване поселились на буковинских землях еще до присоединения Буковины к Австрии [10]. Липованская колония существовала на землях монастыря Миток-Драгомирна под названием Соколинцы (позднее - Липовени). Во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. население покидает Соколинцы, часть уходят в Молдову, другая часть уходит в горы и поселяется в селе Ступка. Причина ясна - боязнь преследований царских властей. Сразу после установления австрийской администрации часть жителей Соколинцев возвратились. По донесению буковинского губернатора Энценберга, 1777 г. в Соколинцах проживало ''15 семей, которые жили там еще до Австрии и 12 семей новых, которые поселились в последние годы'' . [10] Если для Соколинцев, как и для дальнейщих поселений, всё ясно, есть, однако, вопрос в связи с так называемыми ''перемещающимися'' поселениями. Источники о них не богаты. Н.Субботин, единоверческий деятель и писатель, имеющий доступ к выкраденным из Белокриницкого монастыря документам, пишет: [3] ''Буковинские липоване еще жили в Комаровке ( безпоповцы), Петроуцах, Кучурове, в Липовцах.'' В конскрипциях, которые периодически производились австрийской адмиристрацией, липованское население в этих местностях не упоминается. Все австрийские исследователи, единоверец Н. Субботин, румынский епископ Мельхисидек, писавший о буковинских староверах, [11] и многие другие занимались происхождением термина -''липоване''. Надо заметить, что все буковинские липоване называли себя так, никогда не отрицали этого, видя в этом ничего предосудительного. Во всех рукописях, к которым мы имели доступ, мы не нашли объяснений по происхождению этого названия. Только один старик в 50-е г. нам сказал: ''так надо, чтоб не знали о нас русские''. Объяснение, считаем, вполне логичное, если принять во внимание, что пришлось им пережить, когда истребляли своих же братьев - русских людей. Версии, бытующие будто-бы в липованской среде о происхождении названия от липовой рощи, дерева липы, от селения Липовцы, где они когда то жили, иследователи отвергали. В литературе прошлого столетия и в современных работах, утвердилось мнение, что слово ''липоване'' происходит от названия безпоповского согласия - филипповцы, или филиппоны, название широко распространенное в Польше, в среде тамошних безпоповцев. Однако из-за отсуствия более полных сведений, мы считаем, что вопрос еще подлежит изучению, и добавим только, что в рукописях, в письмах основателей Белокриницкой митрополии встречаем только такое обращение: ''наши здешние русские староверы''. Сразу, после присоединения, администрация приняла меры по колонизации края. В течение десяти лет население Буковины увеличивается вдвое. Большие массы украинцев переселяются из Галиции, появляются поселения мадьяров, немцев, поляков, словаков. Привлеченные некоторыми льготами, как, освобождение от налогов на три года, от воиской повинности, в Буковину прибывают и липоване с других местностей Молдовы и Бессарабии. Так в 1780 г. 20 семей во главе с Мартином Липованином, поселяются на землях монастыря Путна и основывают село Климовцы. Кстати надо сказать, что в этом году Климоуцам, - так сейчас называется село, исполнилось 220 лет. Одну из улиц села до сих пор называют-Мартиши. В 1783 г. в Буковину прибывают два ходока из-за Дунайских старообрядческих поселений. Легенда говорит: австрийский корабль, занимаясь измерением глубины Дуная, плыл по рукавам. [3] Лодка с двумя чиновниками отплыла далеко от корабля и была настигнута турецкими разбойниками. Рыболовы, будучи на ловле рыбы, увидали нападение и бросились на помощь. Среди спасенных был и высокий чиновник австрийского двора, который хотел наградить за их спасение. Рыболовы отказались и сказали, что они исполнили только христианский долг. Чиновник узнав, что они российские беженцы, бежавщие из России по религиозным причинам, предложил им переселиться в пределы Австрийской империи. Посоветовшись со своими, рыболовы избрали двух депутатов, которых послали к австрийскому двору. Насколько правдоподобна легенда о спасении рыболовами высокопоставленного чиновника, трудно судить. Однако, добружские депутаты были приняты императором Австрии, который предложил им переселиться в Буковину, удовлетворил все их просьбы и им была вручена грамота с дарованными особыми привелегиями: "совершенно свободное отправление религиозных действий, им, их детям и потомкам, вместе с их духовенством; оставляем их и их детей совершенно свободными от всяких сборов и податей в продолжении 20 лет со времени их поселения; предоставляем мы им освобождение от военной службы". Местные старообрядцы, узнав о привелегии, данной дунайским староверам, обратились к правительству с просьбой, чтобы эти привелегии были и им предоставлены. В октябре 1783 г. была дана грамота о даровании этих прав. Зимой 1784 г. из Молдовы пришло семь семей и ''пять иноков и трое бурлаков или холостых хлопцев'' [3] и десять семейств с Черного моря. Жители Климоуц и Соколинцев в первоначальную пору не были согласны принять добружских переселенцев в свои села. Причина, надо полагать, состоялась в том, что главой дунайских переселенцев был Иларион Петрович, прозванный Коровьи-ножки, человек известный во всем старообрядчестве. Ветковский выходец, принадлежащий поповскому согласию, проповедывал учение, носившее безпоповский отпечаток. [3] Опровергали молитву за царей, не дозволяли поступления на военную службу, запрещали принимать присягу и иметь паспорта, проповедывали близкую кончину мира. Дунайским приглянулась красивая местность называемая - Варница, принадлежащая монастырю Путна. Расположенная в предгорье Карпат, к северу от села Климоуц, защищенная грядой векового буковника, перед которым растилалась обширная волнистая равнина, удобная для хлебопашества и разведения садов. На опушке леса из под земли вытекал обильный источник, вода которого была белой, вследствии чего местные жители называли это место - Фынтына Алба. Село назвали- Белая Криница. В лесу, в 1785 г. был построен монастырь, который в 1791 г. был перенесен в село на землю Илариона Петровича. После его смерти, в 1818 г. дочь его, Евдокия отдала всё имущество монастырю. Возле монастыря был разведен большой сад, известный под названием Дунин сад, который описал Мельников-Печёрский в романе ''В лесах',' рассказывая о приключениях Василия Борисовича, ездившего в Белую криницу за миром. В 1786 г. в Буковине проживало 83 семейства, около 400 душ. В Соколинцах - 27 семейств, Климоуцах-26, в Белой Кринице-30. Чем привлекала русских выходцев Буковина? Во-первых Буковина, как и вся Молдова, православная страна. В момент присоединения, в Буковине было 10 больших монастырей, 13 скитов, в которых было более 500 монахов и монахинь. Из них много известных - Путна, Драгомирна, Сучевица, Воронец, основанные молдавскими господарями, знаменитые своими наружными росписями. В 1784 г. монастырское имущество было секулизировано и был основан Церковный фонд, доходы которого шли на содержание церкви, монастырей, клера и школ. Буковинские староверы не стеснялись отношений с православной буковинской церковью. Посещали особенно монастырь Драгомирна, и даже в нынешние времена на праздник Иоанна Нового, тянутся вереницей в Сучаву, поклониться мощам мученика. Привлекательными были для староверов и привелегии, данные имперской грамотой. Десятилетиями странствовали по боярским землям в поисках пристанища, куска земли, краешка неба над головой, воздуха не отравленного гарями, где не оглядываясь можно сотворить молитву. Постоянная настороженность, что найдут царские сыщики и насильственно возвратят на родину, которая стала мачехой. На Буковину, на белокриницкий монастырь издавна с надеждой приглядывались российские старообряддцы и когда в 1832 г. на Рогожском кладбище было решено основать старообрядческую митрополию за рубежом, выбор пал на Белую Криницу. Благодаря привилегии на право свободно отправлять религиозные действия и иметь свое духовенство. Пройдет 14 лет и буковинские староверы увидят впервые после почти двухсотлетнего перерыва архипастырское богослужение по старому до никоновскому обряду. Белая Криница станет Вселенским духовным центром старообрядчества. Русский старовер, оказавшись на чужбине, жил в постоянной скорби о том, что ушло, старался твердо оценить свое положение и как из него выбираться, не потерять ориентиры, нравственные устои, сохранить себя. Не потерять своей веры, не потерять свой язык, свои традиции и обычаи, свой образ жизни, было сущностью его жизни. И два столетия боролись они против светской культуры, которая обходится без Бога, без Церкви, не допускали своих детей к науке, но не были безграмотными, а культура в их образе жизни, в бытовых знаниях и умениях, в труде. Культура это и правильная духовная жизнь, исполнение заповедей, вера в то, чему учит Церковь. Не было у них своих скульптуров, живописцев создающих щедевры искуства, но были искуссные плотники, каменщики, были свои иконописцы, писавшие образа по заветам Аввакума, иконы, которые всеми правдами и неправдами дельцы увозили на Запад в недавние времена, делая на этом деле целые состояния. Тысячи километров дорог в Галиции, в Румынии, сотни километров дамб на Дунае - плод их трудов. Сучавские коммерсанты находились в постоянной конкуренции с армянскими торговцами. Буковинские липоване держали монополию на торговлю фруктами по всей Буковине, вывозили фрукты в Австрию, были мастерами по консевированию и сушке фруктов. И в настоящие времена им приходится искать ответа тоже на непростые вопросы. В их обществе идут опасные тенденции: стареет население, закрываются школы из-за отсуствия школьников, мало собственных кадров, нищание населения, безработица, вытеснение родного языка даже из бытового обращения, поколеблены традиционные и бытовые ориентиры, нравственные устои, нет условий, обеспечивающих использование этнической культуры, и что, может быть, самое страшное - это ассимиляция. 1. Аввакум, протопоп, Житие, М. 1932 2. Смирнов,П, История раскола старообрядческого, М,1896 3. Субботин, Н. История Белокриницкой иерархии, М .1874 4. История Румынии, С-П, 1910 5. Хурмузаке, Е. Исторические документы 6. Иордан, И, Румынские княжества в начале 17 века, Б,1952 7. История города Яссы, рук 8. Кайндль, Р. Возникновение и развитие липованских колоний в Буковине, Вена ,1896 9. Dan. Die Lippowaner in der Bukowina - Chernowitz, 1890 10. O\PolkJ. Die Lippowaner in der Bukowina. Bd. I. -Czernowits, 1896 11. Melhisidec, ep. Lipovenismul, adica schismaticii sau raskolnicii si ereticii rusi. B 1871 Сергей Прямчук о липованах: http://proza.ru/texts/2008/11/16/608.html ![]() |